Часто эти слова апостола Павла используют для того, чтобы подчеркнуть подчиненную, если не рабскую роль, которая в христианстве якобы отводится женщине в семейной жизни. Одни поэтому обрушиваются на Церковь с критикой, обвиняют в угнетении женщин и поощрении семейного насилия. Другие, в основном мужчины, наоборот, ссылаются на эту фразу для того, чтобы оправдать свою брутальность и попытки самоутвердиться в семье за счет использования методов в духе «Домостроя». В современном мире не так мало семей, в которых женщины действительно испытывают страх перед мужьями: боятся, что те их обругают, поколотят, не дадут денег, накажут детей, придут домой пьяными. Неужели такие уродливые отношения — это идеал христианской семьи? Так может думать только тот, кто прочитывает слова Священного Писания без рассуждения и рассматривает их вне контекста.
В пятой главе послания к Ефесянам апостол Павел обращается в основном к мужьям. Он сравнивает отношения между супругами с отношениями Христа и Церкви и призывает мужчин к жертвенной любви. Этот отрывок стоит привести целиком: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф 5:25–33).
Речь тут идет не о рабском страхе жены перед мужем, а о гармоничных ответственных отношениях в семье. Апостол заповедует мужьям любить своих жен вплоть до самопожертвования, предпочитать их собственным родителям, заботиться о них. Супруги становятся одной плотью, несут общее служение. Что же касается слов о том, что жена должна бояться, то в греческом оригинале, с которого послание к Ефесянам было переведено на русский язык, стоит глагол, имеющий несколько значений, в том числе чтить, уважать, заботиться. И конечно, автор имел в виду в том числе эти смыслы тоже.
Относительно страха жены перед мужем, его природу можно лучше понять по аналогии со страхом Божьим, который не имеет ничего общего с негативным эмоциональным состоянием, когда человек боится кого-то, потому что ждет от него плохого — наказания, побоев, иного проявления насилия. Страх Божий — это действие благодати Божьей в душе человека, дарующее ему ощущение Божественного присутствия и боязни оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Я боюсь Бога не потому, что Он страшный и непременно меня накажет, если я сделаю что-то нехорошее. Я боюсь оскорбить Его любовь ко мне, боюсь оказаться недостойным этой любви, не суметь ответить на нее своей любовью.
Так что речь тут не столько о страхе, сколько о любви. Обращаясь прежде всего к мужьям, апостол Павел ставит для них очень высокую планку. Муж должен так любить свою жену, проявлять по отношению к ней такое поведение — доброе, жертвенное, любящее, внимательное, — чтобы она отвечала на него своей любовью и благодарностью, боясь только одного — лишиться этой любви.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4:18), — пишет апостол Иоанн Богослов. К этой совершенной любви призваны стремиться христианские супруги. Именно такую любовь «страшно» потерять.