ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 19, 2018

Контролируй это

Рейтинг: 0

Автор: Мадина Магамедова, Елена Смородинова, Ольга Тимофеева-Глазунова, Дарья Жигалова, Мария Пази, Светлана Полторжицкая. Русский Репортер

Как отчетность и бесконечные проверки эффективности убивают смысл любой работы

Реальная история: учитель оказал помощь коллеге, которой стало плохо. И получил за это выговор с формулировкой «неисполнение федеральных государственных образовательных стандартов». Стандарты, складывается ощущение, сейчас действительно важнее всего остального. Госучреждения накрывает бумажный вал: вместо живого дела люди занимаются нескончаемыми отчетами. Оценка эффективности работы зависит не от профессиональных достижений, а от знания бюрократического языка и умения грамотно отчитаться о работе. «РР» публикует семь историй людей, столкнувшихся с последствиями административной реформы и пострадавших от них

История 1. Про шум и ярость

Преподаватель краснодарского театрального колледжа Николай Казмин уволился, громко хлопнув дверью прямо посреди семестра. «Мой ректор спросила: “А причина?” — я письмо ей на стол положил. Она лицо руками закрыла и говорит: “Я понимаю, но и я тоже заложник этой системы”».

Первым словом в письме было набранное капслоком «НЕНАВИЖУ!». А дальше шло воззвание, которое произвело большой эффект в социальной сети «ВКонтакте». Если вкратце, то писал Казмин о том, что система образования стала — по пунктам — лживой, бесполезной, унизительной и вредоносной. И далее это доказывал.

— Основное, что меня тревожит и вызывает негодование, — это то, что в педагогике сегодня существуют две разные группы людей: те, кто учит, и те, кто контролирует и пытается управлять, — говорит он. — К сожалению, тех, кто контролирует, становится все больше, они должны как-то оправдывать свое существование — и оно оправдывается постоянно растущим валом бумаг.

Опубликовав письмо в своем профиле «ВКонтакте», он получил несколько сотен отзывов и полторы тысячи запросов в друзья. Оказалось, что бумагооборот одинаково близок и ненавистен всем. Даже пожарный написал: «У нас такая же *****[ерунда]!»

— Вся эта работа изначально лживая не потому, что учителя такие, — объясняет Казмин. — А потому что одни и те же трафареты (образовательных стандартов. — «РР») не могут быть верными и для строителя, и для врача, и для учителя. Попытка их заполнить вызывает оторопь. Руки опускаются! Методисты прекрасно знают, что там написано вранье: «Ребята, не парьтесь, — говорят, — пишите то, что надо!». Но если пойти на компромисс и написать то, чего на самом деле нет, нас же потом потребуют это выполнять: «Вы сами это написали!» И даже если мне удастся написать правдивый план, чего в театральных вузах заранее сделать невозможно, — это путь в никуда. Проанализировать они все равно не могут, потому что не понимают мою работу. Я спрашивал: может, вы статистику какую ведете? Они: нет, мы пересылаем.

— Из каких ведомств приходят проверяющие?

— Из Рособнадзора, из Минобра. В одно учебное заведение, которое я не буду называть, пришла комиссия, которую возглавлял пожарник с корочкой какого-то из этих ведомств. Сказал: «Я только что аттестовывал вуз в Новосибирске, это очень быстро: мне поляну накрыли, я за три дня все сделал». Они ничего не понимают в моей профессии, но в их руках находится моя судьба. Когда я заполняю очередную безумную «простыню», то уже знаю, что через месяц мне придет новая форма этой «простыни», и я буду все переделывать. С сентября мои коллеги три раза перекраивали эти бумаги. А потом пришла очередная указивка: «Свести все по новому протоколу номер 5, в нем все учтено!» Даже Федеральный государственный образовательный стандарт сейчас «3++» — это такая методичка, по которой обучают своих учащихся от детсадов до профессоров Академии наук. А до этого был «3+». Значит, они понимают, что будет и еще. И все это потому, что кто-то там наверху хочет премию за новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт. — «РР»)!

— Может быть, все проще? И бюрократия сама себя воспроизводит?

— Безусловно! Но если завтра все они сгинут, у меня появится масса времени, которое я смогу студентам отдать. Сейчас я трачу время на кучу отчетов: как учу, о чем, почему, сколько времени трачу… А теперь самое главное — мое предложение. Не нужно бороться с отдельными недостатками этой системы. Ее нужно лик-ви-ди-ро-вать! Я не так глуп, чтобы говорить, что не нужен контроль. Но и контроль, и планирование должны происходить на том же уровне, где ведется обучение — на уровне кафедры университета. Нужно законодательно запретить министерству требовать отчета от преподавателей!

А теперь о том, почему он так разошелся. За первые две недели 2018 года, выйдя на работу после каникул, Николай Казмин, не отрываясь от преподавания, заполнил не меньше 260 страниц отчетов: программ, аналитических планов, журналов, таблиц — всего 26 документов. И тогда он решил, что будет куда лучше, если всю отчетность уничтожить.

— Все спрашивают: а что взамен? Взамен — ничего! Когда из организма вырезают раковую опухоль, вместо нее ничего не пришивают!

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни