Минэкономразвития предлагает не штрафовать крупный бизнес, если он совершает нарушение впервые. Вместо этого предприятиям может выноситься предупреждение, рассказал «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов. Нововведение позволит снизить нагрузку на бизнес, в деятельности которого были выявлены недочеты, не причинившие вреда. Сейчас эта норма действует только для малых и средних компаний. Эксперты указывают, что отсутствие подобной меры сегодня стимулирует коррупционные риски: размер штрафов для крупного бизнеса довольно велик, и предприниматели часто предпочитают договориться с контролерами неофициально.
Раньше, если контрольно-надзорные органы выявляли у малого или среднего бизнеса какое-либо нарушение впервые, они могли выбирать: сразу штрафовать предпринимателя или выписывать предупреждение. Чаще всего контролеры делали выбор в пользу фискальной санкции — это позволяет отчитываться о пополнении бюджета на внушительные суммы. Однако в июле прошлого года вступил в силу закон, согласно которому при допущении нарушения в первый раз предприниматель получает предупреждение. Штраф выписывается, если ситуация не улучшилась.
Теперь Минэкономразвития предлагает распространить эту меру и на крупный бизнес, рассказал «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов.
— Это позволит снизить штрафные нагрузки на бизнес за нарушения, которые совершены впервые и не причинили вреда, — пояснил замминистра.
Сейчас предложение Минэкономразвития рассматривается в других ведомствах, после чего оно будет обсуждаться на профильной подкомиссии в правительстве. По итогам Минэкономразвития приступит к разработке соответствующего законопроекта.
С просьбой распространить норму о предупреждениях на крупный бизнес к премьер-министру Дмитрию Медведеву ранее обращался глава РСПП Александр Шохин. Малый и средний бизнес сразу после появления закона о предупреждениях ощутил на себе результаты его работы: во второй половине 2016 года количество «желтых карточек» бизнесу выросло на 52,8% (по сравнению со второй половиной предыдущего года) и составило порядка 76 тыс. Общее же количество решений о привлечении к ответственности сократилось на 17%. На 23% снизилось и число штрафов, выписанных предпринимателям.
Если норма о предупреждениях вместо штрафов существует для малого и среднего бизнеса, то она должна быть и для крупного, согласен и директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
— Это логично. Неважно, малый или большой, — всё равно это бизнес. Несправедливо малым и средним предпринимателям сначала выписывать предупреждение, а крупному бизнесу сразу штраф. Тем более у крупного бизнеса и штрафы крупные, а в этом случае нагрузка на них снизится, — считает эксперт.
Нововведение поможет снизить коррупционные риски как в самих крупных компаниях, так и в контрольно-надзорных органах, указал в беседе с «Известиями» директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.
— При проверках должны быть задействованы все меры, позволяющие избежать рисков. Если при незначительных нарушениях будут сначала выноситься предупреждения, то это снизит коррупционные риски: ни компании не будут пытаться договориться неофициально, ни контролеры не будут на это намекать. При этом у предприятий будет стимул к реальному устранению проблемы, а не к тому, чтобы ее неофициально решить, — уверен Николай Калмыков.
Еще одна мера, которая позволит снизить нагрузку на бизнес, — это оптимизация работы региональных контрольно-надзорных ведомств. В пресс-службе Минфина ранее сообщали «Известиям», что сокращение количества контролеров в том числе позволит повысить им зарплату. Министр финансов Антон Силуанов успешным примером такой оптимизации называл ликвидацию Росфиннадзора и передачу его полномочий казначейству.