За взятку в два миллиона долларов следователи подобрали Улюкаеву одну из самых суровых статей отечественного Уголовного кодекса - часть 6 статьи 290. Это получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, сопряженную с вымогательством взятки. Срок по этой статье крутой - от 8 до 15 лет лишения свободы. В довесок штраф в размере до семидесятикратной суммы взятки.
Защита Улюкаева просила вернуть уголовное дело в прокуратуру, но суд не согласился. Процесс обещает быть не только громким, но и долгим. Вчера первым слово получил государственный обвинитель. Прокурор огласил версию следствия, которое уверено, что смогло доказать вину подсудимого. Следствие считает, что подсудимый, будучи членом правительства, вымогал деньги у руководителя "Роснефти".
Судя по обвинительному заключению, это случилось пятнадцатого октября 2016 года. "Находясь в служебной командировке на саммите стран БРИКС, Улюкаев потребовал от Сечина взятку в 2 миллиона долларов в качестве благодарности за дачу им положительного заключения на осуществление сделки по приобретению акций "Башнефти", угрожая в случае отказа препятствовать законным действиям "Роснефти" путем дачи отрицательных заключений по иным сделкам компании".
Прокурор заявил, что, будучи поставленным Улюкаевым "в условия, при которых он вынужден передать взятку с целью предотвращения вредных последствий", в интересах компании глава "Роснефти" согласился на незаконные требования министра. Судя по версии следствия, которая изложена в обвинительном заключении, изначально Улюкаев предлагал исключить "Роснефть" из возможных участников приватизации "Башнефти".
Со слов прокурора, сказанных в зале судебного заседания, в материалах дела видно, что из правительства России в минэкономразвития поступило поручение о подготовке предложений, связанных с обращением нефтяной компании об участии в приватизации "Башнефти".
Однако Улюкаев 10 августа 2016 года подписал и направил в кабинет министров доклад. В нем он предложил исключить подконтрольные государству компании, в том числе "Роснефть", из возможных участников.
Но позднее, сказано в обвинительном заключении, министр направил доклад о целесообразности одобрения этой сделки.
Следом за государственным обвинителем выступил Алексей Улюкаев. Его позиция осталась неизменной - с предъявленными обвинениями он не согласен. Хотя задержали его, как выражаются правоохранители, с поличным, подсудимый утверждает, что это была провокация взятки.
Такую провокацию, по словам Улюкаева, организовали глава "Роснефти" и руководитель службы безопасности компании. Бывший министр уверяет, что следователи сфабриковали обвинение и проигнорировали его доказательства невиновности.
Какие именно доказательства он имел в виду, бывший министр не сказал, но он, вероятно, рассчитывает предъявить их во время следующих судебных заседаний.
Известный журналист, а сейчас пресс-секретарь компании "Роснефть" Михаил Леонтьев отказался комментировать слова подсудимого с этими обвинениями.
Леонтьев лишь сказал следующее:
- Суд разберется. Суду представлены исчерпывающие материалы, касающиеся факта преступления, достаточные доказательства. С учетом того, что Улюкаев находится в сложном положении, мы не будем комментировать выбранный им способ защиты.
По мнению пресс секретаря, "факт остается фактом - Улюкаев сам требовал незаконного вознаграждения за исполнение своих служебных обязанностей, сам за ним приехал и сам уехал с места встречи с деньгами". Ну а заявление о провокации Михаил Леонтьев сравнил с признанием вины.
- Материалы дела мы не комментируем - их будет комментировать судья, - заключил он. Представитель "Роснефти" подчеркнул следующее:
- Он же говорит, что взял взятку, потому что его спровоцировали. Но он же ее взял. Человек защищает себя, его можно понять, - подчеркнул Леонтьев.
А еще Михаил Леонтьев пояснил, что глава "Роснефти" Игорь Сечин, заявленный ранее обвинением в качестве свидетеля по делу Алексея Улюкаева, пока не получил повестку в суд.
После выступления прокурора и подсудимого было объявлено, что следующее заседание суда назначается на 1 сентября. Судя по словам прокурора, на сентябрьском заседании будут допрашиваться свидетели. Вероятно, первыми будут свидетели со стороны обвинения, а потом свидетели защиты.
Кто конкретно из свидетелей приглашается на будущее судебное заседание, неясно. Во всяком случае государственный обвинитель не назвал ни одной фамилии и не сказал, сколько свидетелей будет вообще.
По вчерашнему заседанию стало понятно, что этот процесс почти наверняка продлится минимум до конца года.
Но это в лучшем случае. Напомним, что для Алексея Улюкаева домашний арест начался с конца ноября прошлого года. А на прошлой неделе суд продлил Улюкаеву домашний арест до конца января 2018 года. И очень может быть, что если суд к этому моменту не завершится, домашний арест еще продлят. Нелишне напомнить, что срок, который арестант проводит под домашним арестом на своем собственном диване, в случае осуждения включается в срок наказания, так что осенью будет уже год, как бывшего министра задержали и закрыли.
По действующему законодательству домашние арестанты имеют право неограниченно общаться лишь со следователями и представителями тюремного ведомства. На все остальные встречи наложен запрет, как и на пользование компьютером, телефоном и встречи с друзьями.
В случае нарушения этих требований арестованный может поменять домашние тапочки на камеру в следственном изоляторе. Но Алексей Улюкаев свой режим не нарушает.
Защита экс-министра не раз за весь период следствия пыталась изменить ему меру пресечения на более свободную - подписку о невыезде. Но эти попытки оказались безуспешными.
Следствие высказывалось категорически против, и суд неизменно вставал на его сторону. Кстати, не согласился суд и на более продолжительные прогулки для экс-министра. При этом его защита говорила о проблемах со здоровьем своего клиента.
Остались неуслышанными судом и просьбы адвокатов Улюкаева о прекращении уголовного дела их клиента.
Алексей Улюкаев и его адвокаты говорят о его проблемах со здоровьем. На вчерашнем заседании выглядел экс-министр сильно похудевшим. По его словам, он значительно потерял в весе за время домашнего ареста в своей квартире на Минской улице в Москве.
Возможно, неприятности со здоровьем у Алексея Улюкаева от непривычных переживаний. Ведь человек потерял не только свободу и очень хорошую работу, но и почти все нажитое за последние годы.
Сейчас все, что было у экс-министра ценного, находится под арестом. Так решил суд.
Как только Улюкаева задержали в прошлом году, суд сразу же арестовал десять земельных участков и жилой дом Улюкаева в Смоленской области.
Еще через две недели тот же суд наложил арест на наличные деньги и монеты из драгоценных металлов, которые министр хранил. Всего почти на полмиллиарда рублей.
А еще на счетах министра в отечественных банках был наложен арест на 1 миллион долларов и 280 миллионов рублей.