ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 30, 2020

Не забытая богом деревня

Рейтинг: 0

Автор: Айгуль Нургалеева, Екатерина Деревяшкина, Виктория Шкаровская (АиФ-Европа), Татьяна Уланова, Сергей Новицкий. Аргументы и Факты Москва

Мегаполисы разрастаются по всему миру, пылесосом втягивая в себя миллионы людей из провинции. Что ждёт российскую глубинку?

Подальше от выхлопных газов, дыма заводских труб и коронавируса, Поближе к земле. В 2020-м города всё чаще стали посматривать в сторону деревень и видели их мёртвыми (за 18 лет исчезло 36 тысяч), едва дышащими (как Кирилло-Кармасан, где один дед топит печь) и вполне себе бодрыми (вроде преображеновки липецкой области). Что забирает жизни у наших сёл? Отсутствие грамотных программ развития или людское равнодушие?

Самоизоляция по-башкирски

XXI век. Всего 70 км от столицы крупнейшей республики — Уфы. А в дышащем на ладан доме живёт пенсионер, у которого из благ цивилизации — только «лампочка Ильича»...

Никакой Голливуд не придумает таких декораций для фэнтези — ни снаружи, ни внутри дом не производит впечатления жилого. Хорошо здесь только мышам. Но 13 лет назад Рафкат Абзалов был рад и таким «удобствам». Довольно долго у него не было вообще ничего: ни жилья, ни прописки, ни российского гражданства.

«Нас ненавидели»

Давным-давно отец Абзалова оставил из-за голода Башкирию и подался на заработки. Войну встретил в Таджикистане. Ушёл на фронт. В 1943-м был ранен, комиссован. Потом вызвал к себе жену. А через 3 года в Пяндже у них родился сын Рафкат.

— После индустриально-педагогического техникума я работал строителем, женился, у нас появилась дочь Альфия, — рассказывает Рафкат-абый.

К сожалению, семейная жизнь не сложилась, и решил Рафкат уехать на родину предков. Тем более что и обстановка в Таджикистане стала неспокойной.

— В 1988–1989 гг. местные люто ненавидели русских и татар, выгоняли из республики. Находиться там стало небезопасно. Мама умерла в Таджикистане. А мы с отцом вернулись в Башкирию, здесь я его и похоронил. Слышал, потом вроде и жена с дочерью переехали сюда. Но найти их мне так и не удалось. Только фотографии вот старые остались. Альфие-то в этом году уже 45...

Без печки не жизнь

Переезд оказался делом несложным. Проблемы начались уже в Башкирии. В республике Абзалова не ждали. Никто не хотел брать на работу переселенца без прописки и гражданства. Не счесть, сколько районов пришлось объехать Рафкату, сколько порогов обить... Повезло лишь в самаринском отделении совхоза «Благоварский» — там требовался скотник. Да ещё и комнатку на ферме обещали. Недолго думая, Абзалов согласился. Выбирать было не из чего. Пора было начинать новую жизнь.

Рафкат-абый оформил прописку, получил российское гражданство. А вскоре заприметил брошенный домишко у реки, в живописном местечке Кирилло-Кармасан. Деревня умирала на глазах. Старики уходили в другой мир, молодые уезжали в город. Абзалов же, выйдя на пенсию, переехал в приглянувшийся ему домик. И начал обустраиваться: очистил от хлама, оштукатурил, побелил, заменил разбитые стёкла. Русскую печь разобрал и переделал по-своему — без печки в деревне не жизнь. Она и еду готовит, и воду кипятит для всяких нужд, и дом зимой обогревает.

Ванную комнату, хоть и крошечную, Абзалов тоже оборудовал. «Грел 4 ведра воды и наливал в ванну. Полчаса отмокал, потом натирался мочалкой». Зимой, в морозы, это был ещё и дополнительный способ согреться. А куда деваться, если в доме ни газа, ни отопления, ни воды (колодец — и тот у другого дома, попробуй натаскай, чтобы и постирать, и помыться, и еду приготовить). Одним электричеством сыт не будешь — за него каждый месяц по 1 тыс. руб. платить нужно. Две-три машины дров на зиму — ещё 7,5 тыс. Так что на всём приходится экономить, откладывать. А валежник из леса не спасёт.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни