ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июль 18, 2017

Приручить вертикаль

Рейтинг: 0

Автор: Виталий Лейбин, Ольга Тимофеева-Глазунова, Наталья Малыхина, Вера Петухова. Русский Репортер

С начала этого года произошло несколько событий, говорящих о том, что государство всерьез заинтересовано в участии общества в делах государства. Вступил в силу закон (ФЗ № 287), разрешающий делегировать НКО исполнение некоторых публичных услуг; упрощен порядок получения и увеличен бюджет президентских грантов для НКО (до 4,3 млрд рублей), обновлен состав Общественной палаты, руководство которой (см. интервью на стр. 12) планирует интенсифицировать диалог чиновников и граждан. Может ли это всерьез улучшить управление в стране и нормализовать отношения чиновников и активных граждан?

Отношения государства с общественными организациями и активными гражданами противоречивы. С одной стороны, как минимум со времени принятия закона об иностранных агентах в 2012 году власти всех уровней демонстрируют подозрительное отношение к старейшим организациям гражданского общества, получающим иностранные гранты и выступающим с резкой критикой чиновников. Пострадали и совсем аполитичные НКО, лишившись иностранных грантов из-за того, что зарубежных доноров стало значительно меньше, и из-за опасения попасть в реестр иностранных агентов.

С другой стороны, государство пытается заместить исход иностранных грантодателей своими грантами и субсидиями. Это имеет как политический, так и управленческий смысл. С точки зрения политики, если активные граждане не вовлечены в дела страны, в позитивную работу, то действенный и самый простой путь общественной активности для них — протест. Но еще более важно другое: в стране, где большинство граждан имеют высшее образование и независимый критичный взгляд на мир, эффективно управлять только административными мерами невозможно.

Британский социолог и политический деятель Джулиан Ле Гранд выделяет четыре механизма управления: вертикально-административное, управление посредством доверия профессионалам, управление с опорой на общественное мнение и оценку гражданами качества госуслуг и управление с помощью выбора и конкуренции. В разных ситуациях бывают полезными различные сочетания этих подходов, но у нас традиционно сильнее административный с обилием бюрократических бумаг (уничтожающих и доверие, и конкуренцию), который редко реагирует на общественное мнение.

До революции в управлении страной еще далеко, но одну из попыток его улучшить, сделать государство ближе гражданам мы сейчас и наблюдем.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни