В Музее Москвы на Зубовском бульваре 27 ноября открывается выставка "Советское детство", одна из главных целей которой - в очередной раз напомнить взрослым об их недавнем прошлом, а детям - показать, как жили их родители, бабушки и дедушки, когда были юными.
В последние годы период нашей истории, ограниченный тремя десятилетиями - с 1960-х по 1980-е - стал для многих россиян временем, максимально близким по духу. Свидетельствовать об этом может фантастическая по масштабам ностальгия по СССР, буквально накрывшая сегодняшних тридцатилетних. Улетающий в небо олимпийский мишка, бесстрашные покорители космоса, героические строители светлого будущего, гениальные ученые и архитекторы...
Всё лучшее, что было в этой великой стране, навсегда остается в сознании человека, которому посчастливилось в ней родиться. Вместе с Жегловым и Шараповым, Белкой и Стрелкой, волком и зайцем из "Ну, погоди!", мороженым за 15 копеек, игровыми автоматами, детскими лагерями, турпоходами и игрой в "казаки-разбойники".
ПОГРУЖЕНИЕ В ДЕТСТВО
"Наверное, у любого поколения самые лучшие годы - детские, - считает куратор выставки "Советское детство" Владимир Кузнецов. - Мы хотели показать мир ребенка таким, каким он складывался с 1960-х и до начала 1980-х годов. Сложно называть истинные причины массовой ностальгии по СССР, но в последнее время я наблюдаю действительно большое количество сайтов и форумов, посвященных этой теме. Возможно, именно к 30–40 годам люди возвращаются во времена своего детства".
По словам Кузнецова, этот исторический период был выбран неспроста: "После смерти Сталина наступило время надежд, многое в нашей стране изменилось. Для детей это были очень светлые, счастливые годы. Были, конечно, и печали, но хорошее память сохраняет гораздо лучше - на это и сделан акцент в экспозиции. В период Хрущевской оттепели появились новые направления в моде, архитектуре, искусстве, менялись и детские игрушки, которые сегодня смотрятся очень стильно. В это же время появилось огромное количество детских журналов и газет - таких, как "Пионер", "Юный натуралист" и "Весёлые картинки". Тогда было очень много талантливых художников, но, к сожалению, далеко не все их работы сохранились, и сейчас эти произведения - настоящий клад для коллекционеров. Надеюсь, что в будущем эти иллюстрации станут более доступными для современных детей".
На выставке также можно ознакомиться с фотографиями 1960–1970-х годов, на которых запечатлена повседневная жизнь советской детворы и работа детских учреждений: дворцов пионеров, лагерей, театров и кинотеатров. Специальные разделы посвящены универмагу "Детский Мир", телепрограмме "Спокойной ночи, малыши!" и традициям празднования Нового года, который в то время стал главным детским праздником для всей страны. Экспозиция позволит посетителям погрузиться в целую эпоху: пролистать учебники и книги, предоставленные Научной педагогической библиотекой имени Ушинского, а также посмотреть прекрасные фильмы о детстве: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" Элема Климова и "Старик Хоттабыч" Геннадия Казанского, в которых показаны главные приметы того времени.
"Главная цель выставки - показать, что культурный пласт недалекого прошлого был существенно интереснее и богаче, чем его сегодня представляют. Впрочем, не стоит забывать о том, что одну из основных ролей в нем играла идеология. Сегодня выбор игрушек, музыки, фильмов, книг серьёзно расширился, изменился и мир вокруг, но для многих москвичей именно детские впечатления являются главным объединяющим фактором", — отметил Владимир Кузнецов.
СОВЕТСКИЕ ФАНТАЗИИ
Независимо от эпохи, детские игрушки и игры оставляют в сердцах людей самый яркий след и не могут вызывать ничего, кроме положительных эмоций. Коллекционеры ретро-игрушек в один голос заявляют, что более интересное хобби придумать сложно. Их можно понять - разнообразие тем и форм действительно впечатляет. Впрочем, доступны они были не многим. Иногда ребёнку вообще приходилось довольствоваться кубиками или одним металлическим конструктором, впрочем, отлично развивающим фантазию и компенсирующим недостаток других игрушек.
О невероятном воображении советских детей, у которых не было такого выбора, как сегодня, можно написать несколько диссертаций: в то время как девочки предпочитали прыгать через резинку и мастерили бумажные платьица для картонных кукол, мальчики умудрялась делать петарды и фейерверки, проводя опасные химические эксперименты. Простор для полета фантазии открывала обычная палка, в умелых руках превращавшаяся в саблю, пистолет или лук. Эти и другие самодельные реликвии были в каждом доме. Вряд ли нынешним детям придёт в голову мастерить игрушки или изображать из себя ковбоев и индейцев, не говоря уже о красных и белых.
Тогда на вес золота были не айфоны и приставки, а стеклянные шарики и вкладыши от чудом залетевших в СССР жвачек. Полная коллекция тематических солдатиков была предметом гордости любого мальчугана. Современными игрушками уже никого не удивить - в них практически нет души, чувствуется какой-то конвейер. Да и какая навороченная машинка или сделанный на китайской фабрике зелёный слон может сравниться с советским плюшевым мишкой — любимцем миллионов детей, которому доверялись самые важные секреты?
КОГДА ЖИЛОСЬ ЛУЧШЕ
По мнению многих исследователей, ностальгия по советскому прошлому зачастую выражается в отрицании или недооценке реально существовавших в СССР недостатков: дефицита, бесконечных очередей, подавления свободомыслия и инакомыслия, ограничений в творческой деятельности, закрытости границ и т. д.
Нередко тоска по детству переходит в ностальгию по политическому режиму, а в ряде случаев вообще является следствием неудовлетворенности жизнью в современной России. Кроме того, многие не принимают западные идеи и ценности, активно насаждаемые тем же кинематографом, большинство из которых при этом в корне противоречат советским. Все чаще такую точку зрения можно услышать от совсем молодых людей, биография которых почти не связана с советскими временами.
Один из главных интернет-ресурсов о жизни в Советском Союзе, "76–82. Энциклопедия нашего детства", создавался именно молодыми. Один из этих энтузиастов явился автором текста, ставшего своеобразным манифестом ностальгирующих: "Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров,165 каналов спутникового телевидения, компакт-дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было! Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим. Если вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как у молодежи купили свободу за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики..."
Не менее популярно у русскоязычных пользователей одноименное сообщество в "Живом Журнале", завсегдатаи которого с искренней любовью обсуждают фильмы про Алису Селёзневу и Электроника, вкладыши от жвачек, "Экстра-ситро" и солдатиков из ГДР, пластинки с итальянской эстрадой, тонкости варения джинсы и чудеса отечественного автопрома.
Судя по комментариям учредителей и участников "групп-ностальгий", главной их целью является не слепое воспевание советского прошлого, но поиск ориентиров и стимулов развития для современной России. Удивительно, но еще 20 лет назад люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на родителей. Тогда многим нужно было понять, как побыстрее разбогатеть, а когда деньги появились, граждане окунулись в мир потребительских радостей. Со временем энтузиазма поубавилось - сполна получив то, о чем мечталось в юности, современные тридцати- и сорокалетние стали мечтать о том, что когда-то презирали. Тут и случился переломный момент, когда чёрно-белые фильмы про войну и романтика строительства БАМ внезапно обрели смысл. Советское прошлое стало обрастать трогательными легендами и превращаться в прекрасную сказку.
Сегодня для большинства ностальгирующих жизненными ориентирами остаются работа и карьера, но они продолжают совершать воображаемое путешествие в советское прошлое, пытаясь вытащить оттуда нечто главное...
Невольно вспоминаются строки Андрея Вознесенского, написанные в 1976 году:
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию —
Ностальгию по настоящему.
В какой-то степени идеализировать детские годы свойственно всем, но для рождённых в конце XX века ностальгия становится своеобразной религией, во многом определяющей отношение к жизни. Они гордятся тем, что им довелось жить в СССР, и считают, что именно этот, пусть и небольшой опыт, делает их лучше современной молодёжи, которая появилась на свет в начале 1990-х годов. Феномен ностальгии по Советскому Союзу стал настолько заметным, что даже заслужил отдельной статьи в "Википедии".
В июле этого года журнал Newsweek провёл интернет-исследование, согласно которому 50% опрошенных россиян хотели бы воскрешения СССР. В статье, написанной по итогам опроса, отмечалось, что в Союзе "ответственность за плохое и хорошее несло государство, тогда как сейчас люди могут винить только самих себя".
Возможно, многие цепляются за любую возможность побывать в прошлом по той же причине, что и главный герой фильма "Назад в будущее" Марти МакФлай, пытавшийся таким образом изменить настоящее. Как бы то ни было, русскому человеку конец XX века забыть решительно невозможно. Застревать в нем нельзя, но жизненно необходимо помнить о месте и времени, в котором довелось родиться и жить, — таком неидеальном и таком при этом прекрасном.
СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
В кино тема ностальгии по СССР впервые была отображена в фильме Юлия Гусмана "Парк советского периода" (2006), главный герой которого попадает в заповедник, представляющий собой причудливую смесь Диснейленда и ВДНХ - парк, в котором каждый может принять участие в освоении целины и космических полётах. Возвращение в страну Советов стало главной темой мини-сериалов "Назад в СССР" (2010) и "Обратная сторона Луны" (2012), в которых главные герои чудесным образом перемещаются из наших дней в 1970-е. Большим спросом у зрителей пользуется сериал «Восьмидесятые», снятый в сентиментально-комедийном ключе.
ЦИФРА
56 процентов граждан России, согласно опросу ВЦИОМ за 2013 год, признались в своей ностальгии по СССР.
ИГРЕ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
Поиграть в "те самые" автоматы и попить "той самой" газировки можно в столичномМузее советских игровых автоматов, расположенном недалеко от станции метро "Бауманская". В настоящее время в музее представлено около 45 работающих экспонатов, среди которых легендарные "Морской бой", "Городки", "Авторалли", "Снайпер", "Репка" и "Сафари". Филиалы этого необычного музея также открыты в Санкт-Петербурге и Казани.
ВСТРЕТИМСЯ В МУЗЕЕ
Вспомнить о вещах, окружавших нас в советское время, порассуждать об идеологии великой страны и ознакомиться с культом личности во всех его проявлениях можно в Музее СССР, расположенном по адресу: Новый Арбат, 15. Вниманию посетителей предлагаются советские автомобили, игровые автоматы, спортивные кубки, продукты питания, талоны на еду, афиши кинофильмов, игрушки, предметы интерьера и множество мелочей — от значков до почтовых марок.