В среду дочь британского шпиона Сергея Скрипаля Юлия Скрипаль записала первое с момента отравления видеообращение для агентства Reuters.
В нем одетая в голубое платье девушка рассказала о своем самочувствии и планах на будущее.
- Очнувшись после 20-дневной комы, я узнала, что мы были отравлены. Мне до сих пор сложно смириться с мыслью, что на нас было совершено подобное нападение. Шокирует сам факт использования нервно-паралитического вещества в данной ситуации. Нам очень повезло, что мы выжили после этого покушения на убийство. Процесс выздоровления был медленным и крайне болезненным. Я была выписана 9 апреля из больницы, но лечение продолжается и по сей день.
- Я не хочу вдаваться в детали, скажу лишь, что лечение было инвазивным, болезненным и глубоко угнетающим.
В долгосрочной перспективе я надеюсь вернуться домой, - заявила 33-летняя Юлия. - Хочу помочь моему отцу до его полного выздоровления. Нам необходимо время для принятия всего произошедшего. Я благодарна за предложения помощи от посольства России, но на данный момент я не хочу пользоваться их услугами. Хотела бы повторить то, что я сказала в своем предыдущем заявлении, что никто не должен и не может говорить за меня или за моего отца, кроме нас самих.
Этот ролик тут же вызвал у посмотревших немало вопросов. Отвечаем на самые главные:
1 ПОЧЕМУ ЕЕ СЛОВА ТАКИЕ НЕСКЛАДНЫЕ?
Первое, что обращает на себя внимание, - нескладность произнесенного текста. В нем присутствуют весьма необычные для русского языка обороты. Впечатление, что он был изначально написан на английском, а затем переведен (см. фото внизу). Вовторых, текст был прочитан. И снято видео было не одним дублем - в середине имеется склейка.
Кроме видеоролика, бри- танские СМИ также опубликовали заявление девушки, написанное от руки в двух экземплярах. На одном листе был русский текст, а на другом английский.
- Очевидно, оба варианта текста (русский и английский) написаны одной рукой. Буквы по-разному наклонены. Это говорит о том, что тот, кто это писал, был крайне эмоционален, - считает графолог Ирина Бухарева.
Неладное почуяла и сестра Юлии Виктория.
- Вы знаете, что такое инвазивная терапия? Я нет. Как и Юлия. Она не медик, по образованию - географ, - рассказала она в эфире Радио «КП» (97,2 FM). Кстати, инвазивная терапия - это когда для лечения внутрь человека проникают через разрезы или проколы на теле. Почему это случилось в «деле Скрипалей» - читайте ниже.
2 ЧТО ЗА СЛЕД НА ШЕЕ?
- Вполне вероятно, что Юлия перенесла трахеотомию, - поясняет хирургтравматолог Сергей Горячев. - Это такая медицинская процедура, по сути - реанимационная. Когда человек по каким-то причинам не может сам дышать - из-за шока, спазма или травмы гортани, - на передней стенке гортани делается надрез, вставляется трубка, через которую начинает поступать воздух. В голливудских фильмах нередко главный герой-мачо лихо делает кому-то трахеотомию прямо на коленке при помощи трубочки от шариковой ручки, например. На самом деле это сложная процедура, даже операция, которую можно провести, только обладая медицинскими навыками. Если верить их версии, что Юлия и ее отец вдохнули сильнодействующее нервнопаралитическое вещество, то как раз возможен спазм гортани.
3 МОЖЕТ ЛИ ТАК ХОРОШО ВЫГЛЯДЕТЬ И ГОВОРИТЬ ТОТ, ПРОТИВ КОГО ПРИМЕНИЛИ БОЕВОЙ ГАЗ?
- Сомневаюсь. Хотя лично я не видел людей, выживших после отравления таким газом, - говорит бывший член комиссии по биологическому и химическому оружию, военный эксперт ООН Игорь Никулин. - Выглядит она действительно хорошо. Полагаю, что с ней работали серьезные специалисты. За 2 месяца, конечно, можно было сделать много чего. Меня смущает то, что она не дала пресс-конференции. От нас что-то скрывают, боятся, что Юлия может сказать что-то лишнее.
- При тяжелых отравлениях нервно-паралитическими веществами на нейрореабилитацию (то есть полное восстановление мозга) уходит в среднем от 6 - 8 месяцев до года, в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента. Первые полтора-два месяца обычно даже беседа для больного в тягость, человек сильно подавлен, с трудом идет на контакт. Максимум дает короткие комментарии, но говорить относительно долго и связно зачастую не может. Способность к адекватным, полноценным комментариям может появиться в лучшем случае через два месяца, а если человек находился в 20-дневной коме, как Юлия Скрипаль, то, как правило, требуется около 3 месяцев, - объясняет врач-невролог, нейрофизиолог-реабилитолог Виктор Косс. - В целом, когда я, как невролог, приглядываюсь к видео и фотографиям девушки, то возникает ощущение, что отравляющее воздействие было всетаки не таким сильным, как предполагалось ранее. То ли вещество было другое, то ли Юлии достались гораздо меньшие дозы.
4 ЕСТЬ ЛИ ВЕРОЯТНОСТЬ ОБЛЫСЕТЬ ОТ ЯДОВИТОГО ВЕЩЕСТВА?
- Нервно-паралитические вещества не имеют прямого действия на волосы и верхний слой кожи, - уточняет профессор-кардиолог, эксперт Лиги здоровья нации Мехман Мамедов. - Поэтому облысения при попадании в организм таких токсинов не наблюдается (в отличие от воздействия радиации, как в случае с Литвиненко).
5 О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЕЕ ЖЕСТЫ И ИНТОНАЦИИ?
- Юлия кажется решительной, но растерянной, - рассказывает семейный психотерапевт, психолог Анатолий Герман. - Как школьница, которая выучила стих, - ее вызвали к доске, и она обязана его прочесть без запинки. Она морщит лоб, часто отводит взгляд. Этот текст она должна произнести, но вряд ли это принесет ей какое-то удовлетворение, разве что облегчение. Мол, ну вот, я это сказала. Сам текст и монотонная интонация говорят о том, что это не только не импровизация, но и вовсе заранее отрепетированный и, возможно, улучшенный в процессе текст. Практически нет личных оборотов, какихто слов и фраз, которые непременно проскакивают в живой речи и выдают личность. Нельзя сказать, что в данный момент Юлия сильно напугана, но она явно переживает последствия стресса.