Правительство вырабатывает консолидированную позицию относительно повышения пенсионного возраста в России, аявила в интервью "Известиям" в ходе Петербургского международного экономического форума вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. По ее словам, о решении по этому вопросу будет объявлено сразу после его принятия. Татьяна Голикова также рассказала о работе на новом посту, решении задач по повышению продолжительности жизни и качества медицинского обслуживания.
Задачи, которые поставил президент в послании и своем новом майском указе, являются достаточно амбициозными. Мы будем их решать. Не так давно премьер-министр анонсировал подписание своего поручения относительно работы над новыми национальными проектами, об определении ответственных и разработке в ближайшее время механизма их реализации.
Еще работая в Счетной палате, вы размышляли об одном из важных проектов - объединении внебюджетных фондов. К чему это приведет?
Действительно, я высказывала эту идею. И, безусловно, теперь, в новой должности, я буду работать над обоснованием этой идеи, ее реализацией. О чем идет речь. О некоторых корректировках в системе социального страхования, которые объединяют законодательство по трем государственным фондам: Пенсионному, Фондам социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Начиная с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов было передано Федеральной налоговой службе. И, по сути, у государственных внебюджетных фондов осталась обслуживающая функция, которая связана с предоставлением тех или иных услуг или тех или иных выплат нашим гражданам.
Самая разветвленная сеть у Пенсионного фонда - она имеет свои территориальные подразделения, которые работают непосредственно с населением. Каждая из этих структур в отношении того же самого контингента создает свои информационные системы, не всегда сопрягающиеся и не всегда соответствующие тем требованиям или веяниям времени, которые сейчас перед нами стоят.
В новом майском указе президент дал поручение обеспечить индексацию пенсий темпами выше инфляции. Как можно этого добиться?
Даже в сегодняшнем законодательстве у нас предусмотрены механизмы, которые обеспечивают индексацию пенсий выше инфляции. По закону они индексируются с 1 февраля по фактической инфляции прошлого года и с 1 апреля - по темпам роста доходов Пенсионного фонда.
И фактически она должна получаться выше инфляции, если темпы роста фонда заработной платы оказываются выше нее. Действительно, в последние годы мы этого не наблюдали, и очевидно, это вышло из нашего обихода.
Мы не наблюдали почему?
Потому что мы не имели темпов роста фонда заработной платы выше инфляции. Сейчас, с учетом того что были предприняты серьезные шаги по увеличению заработной платы бюджетникам, минимального размера оплаты труда, все пойдет уже в два этапа. Поскольку 1 мая прошло, это повлечет за собой, по нашим оценкам, и увеличение темпов роста фонда заработной платы. Соответственно, оно должно привести и ко второй индексации.
Кроме этого мы сейчас отрабатываем механизмы, нацеленные на то, чтобы пенсия граждан росла выше инфляции. то обеспечит снижение показателей бедности и рост показателей социального обеспечения граждан.
Много идет споров о повышении пенсионного возраста. Что вы думаете по этому поводу, есть ли какой-то верхний предел, на который Россия сейчас может рассчитывать? Нужно ли это делать?
Вопрос сложный. И мы должны выработать консолидированную позицию. Как только будет принято решение, мы его вам представим.
Это реально в России?
Реально ли повышение пенсионного возраста? Реально.
Какие меры необходимы для увеличения продолжительности жизни до 78 лет, как поручал президент в новом указе?
Одна из самых амбициозных задач, которая является многоплановой, комплексной, сложной для реализации, но тем не менее достижимой. Речь идет и о снижении младенческой и детской смертности, которая вносит существенный вклад в продолжительность жизни.
Набор мер касается и трудоспособного возраста. Это такие направления, которые связаны с туберкулезом, СПИДом, дорожной травмой: они тоже получат и получают свою поддержку. Ну и, наконец, здоровое долголетие. Часто задают вопрос: а не боитесь ли вы увеличения численности людей старших возрастов, ведь растет нагрузка на бюджет?
Что логично. Ведь это экономически неактивное население.
Нет, не боимся. Поскольку это население на самом деле активное. Другое дело, как это оценивать. Часть людей, которые находятся в возрасте старше трудоспособного, продолжают работу. Это почти 10 млн человек. Другие выбирают уход за детьми, переходя в категорию бабушек и дедушек. А есть те, которые уже вырастили и детей, и внуков, но не хотят уходить из социума и хотят быть активными членами нашего общества. И здесь очень важно поддерживать и развивать соответствующую инфраструктуру.
Раз вы заговорили о здравоохранении, как вы планируете менять систему? Идут споры о том, возможна ли отмена бесплатной медицинской помощи для неработающих, которые не уплачивают страховые взносы.
Бесплатная медицинская помощь - это принцип здравоохранения, который заложен в Конституции.
Эксперты утверждают, что для экономического роста необходимо повысить качество человеческого капитала. Минэкономразвития согласно с этим утверждением. Что думаете вы?
Важно обеспечить непрерывность образовательного процесса. Сегодняшняя система, к сожалению, имеет определенные проблемы как с точки зрения распределения полномочий, так и с точки зрения финансового обеспечения. Я хотела бы, чтобы мы сначала провели какие-то обсуждения с экспертным сообществом, со специалистами в сфере образования, прежде чем выносить на суд общества конкретные какие-то действия по изменению в этой системе.
Но очевидно, что это еще один национальный приоритет, который мы будем поддерживать и развивать.