ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 11, 2019

Освобождение от господствующего строя. Временное

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Найденов. Русский Репортер

Венеция и ее карнавал дороги русской душе благодаря не только Иосифу Бродскому, который здесь похоронен, но и философу Михаилу Бахтину. «В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя». Корреспондент «РР», надев маску Пушкина, разбирался в разных уровнях правды современного мира в центре карнавала и на периферии жизни

Вообще на Венецианский карнавал надо было приезжать в маске Бахтина, а не Пушкина. Чтобы карнавализировать окружающую действительность, так уж карнавализировать. А то с Пушкиным как-то нехорошо вышло. Просвещенная Европа никак не желала узнавать в нем солнце русской словесности. Южные народы принимали его за какое-то карающее божество, северные — за полковника Морана или другого персонажа Артура Конана Дойла, бельгийцы — те и вовсе решили, что это трубочист. И только соотечественники подходили с радостной улыбкой узнавания: «Прямо вылитый Гоголь». И крепко жали руку.

Бог маркетинга

Ошибаются те, кто думает, будто на Венецианском карнавале все изображают сплошь героев комедии дель арте или средневековую аристократию — с высокими жабо и в панталонах. Ограничений нет, люди наряжаются кто во что горазд. И получается такая зубодробительная смесь исторической реконструкции, фестиваля Comic Con и празднования 23 февраля в ОВД Сыктывкара. И ведь непостижимо деликатным образом все эти люди умудряются не конфликтовать между собой, хотя и слегка друг друга презирают.

Вот из темного узкого переулка навстречу тебе выплывет вдруг Безликий Бог Каонаси, призрак из мультфильма «Унесенные призраками», куда-то ведя за руку девочку-пятилетку. И колеблешься, как мыслящий тростник: то ли с подозрениями на педофилию звонить в полицию, то ли восторженно произносить дежурное «брависсимо».

Вот древоподобные друиды шествуют, шумно шелестя шевелюрой-листвой.

Вот, по-бахтински же «вступая в фамильярный контакт» с реальностью, мимо неврастенически проносится костюмированный Иисус Христос. Классика жанра: бородка, нимб из проволоки, белый балахон с алой накидкой, сандалии на босу ногу. В руках картонная Библия с щелью, проделанной в корешке. Надо опустить туда монету в один евро, и тогда Христос позволит тебе с ним сфотографироваться, даже и в обнимку. Что и говорить — бог маркетинга! Он единственный, кто догадался на этом зарабатывать. Или — единственный, у кого хватило коммерческой смекалки: еврей же, как никак. Или — единственный, у кого достало «второго счастья».

Возникло было желание указать ему на оскорбление чувств верующих… Но спустя мгновенье оно и сгинуло — как только вспомнилось, что в рюкзаке лежат кусок камамбера, полметра багета и початая бутылка красного итальянского за две сотни, если на родные деньги.

Тема карнавала этого года звучала так: Blame The Moon («Виновата Луна», или «Вини Луну»). Тема черпается из «Отелло», где герой говорит о Луне: «Не в меру близко подошла к Земле / И сводит всех с ума».

И тут что ни изобрази, все будет в точку — любое сумасшествие сойдет за последствия лунных циклов.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни