ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 7, 2017

​«Марсельеза» по-русски

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Дмитриев. Наша Версия

Российская революция до сих пор не закончена

Октябрьской революции 1917 года не было. Точнее, это был лишь этап в длинной русской революции, начавшейся с февраля того года и завершившейся лишь много лет спустя. Причём её ход во многом повторяет этапы Великой французской революции конца XVIII века. Так считает наш сегодняшний гость – историк, главный редактор журнала «Демократия и социализм» Павел Кудюкин.

- Нас всегда учили в школе и вузах, что в России в 1917 г. было две революции. Вначале, мол, была февральская, буржуазно-демократическая, а затем началась подготовка к главной, Великой октябрьской социалистической. А на самом деле не так?

- С тем же успехом можно говорить, что во Франции были и июльская революция 1789 г., и августовская 1792 г., и майско-июньская 1793 г. Однако мы уверенно говорим, что всё это - разные этапы одной и той же Великой французской революции. Почему ж у нас якобы по-другому? Ещё в середине 20-го века живший в эмиграции анархист Владимир Волин написал книгу «Неизвестная революция, 1917-1921», где рассматривал русскую революцию как единый процесс. Той же концепции придерживаются и ряд современных историков. Однако сразу же следуют яростные возражения с двух противоположных сторон: «Нет, это попытка принизить Великий Октябрь» и "Нет, это попытка оправдать Октябрь». Крайности смыкаются.

Как писал Карл Маркс, "когда производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями, наступает эпоха социальной революции». Именно эпоха! В этом её отличие от краткосрочной политической революции типа трёхдневных боёв в Париже 1830 года, когда происходят лишь некоторые подвижки в политическом режиме, и сменяется фракция господствующего класса, стоящая у власти. Но есть и промежуточный тип революции – я называю её «социально-политической». На мой взгляд, французская революция задала некую матрицу этого типа революции. Действие идёт по нарастающей, к власти приходят всё более радикальные силы, в какой-то момент революция доходит до предела, пытается разрешить проблемы, средств для решения которых ещё нет, и начинается "термидор" - откат революции и закрепление того, что она могла реально достигнуть в тех исторических условиях. Потом наступает "бонапартизм" - с элементами реставрации монархии, но и с закреплением социально-экономических и правовых последствий революций (для Франции - Гражданский кодекс, крестьянская собственность). Можно предположить, что эти три этапа - нарастание, термидор, бонапартизм - обязательны для любой социально-политической революции, в том числе и той, что началась в России в феврале 1917 г.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни