ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 29, 2018

Николай Караченцов: «Артист старался для вас!»

Рейтинг: 0

Автор: Петр Спектор. МК Московский Комсомолец

С Колей Караченцовым меня подружил футбол. После путча девяносто первого года я пригласил его сыграть за сборную друзей «МК» против команды Лужкова. И Коля — далеко не Пеле — удивил всех, забив гол на первых же минутах.

После футбола мы разговорились. Я, конечно, не мог удивить его своими суждениями о театре, но заметил, что Николай Петрович довольно сдержан в общении. Это совсем не вязалось с его имиджем — компанейского человека. Поинтересовался у него: «Осточертели журналисты?»

Он откровенно ответил: «Тут один спрашивает: «Правда ли, что Абдулов открыл пельменную?» — «Не знаю», — говорю. Потом читаю в газете: Абдулов открыл пельменную, а Караченцов обожает там есть пельмени. А ко мне Саня потом с обидой: «Коль, ты обалдел? Какую пельменную?!»

Разговор был накоротке, ни к чему не обязывающий, но Караченцов, может, под впечатлением забитого мяча, радушно пригласил меня в театр, конечно же, на культовый спектакль «Юнона и Авось». Сейчас мало кто помнит, но знаменитую рок-оперу перед самым выпуском советская партийная цензура запретила, и все апелляции к влиятельным меценатам оказались тщетными. Мне о чудесном финале этой ситуации с «Юноной» рассказывал Андрей Вознесенский: «Марк Захаров сказал нам с композитором Алексеем Рыбниковым: «Поехали. Есть последний адресок. Авось поможет». Такси затормозило у Елоховского собора. Мы поставили свечки перед иконой Казанской Божьей Матери, как-никак воспеваемой в нашем спектакле. Я купил три её образка и отвез в театр, отдав Караченцову, Абдулову и Шаниной. Может быть, Марк Захаров и звонил кому-нибудь ночью, не знаю. Но утром «Юнону» разрешили»

В ту пору я бывал в ленкомовской бане чаще, нежели в зрительном зале. Спонтанно подобралась дружная компания — Григорий Горин, Аркадий Арканов и мы с коллегой — Александром Львовым. Приходили с вениками на целый день, приносили из дома еду — в судках, на сковородке, в кастрюлях. Все разогревалось, шкварчало, шипело и под бесконечные байки писателей-сатириков с аппетитом уплеталось в перерыве между парилками.

Как-то, накануне Колиного пятидесятилетия, которое зажигательно праздновалось в грузинском ресторане неподалеку от театра Маяковского, все там же, в ленкомовской бане, Гриша Горин сказал: «Коля в «Юноне» поднялся на новую ступень понимания жизни. Когда борешься не с чиновниками и властью, а с судьбой… «Времена не выбирают, в них живут и умирают… Понимание этих строчек Кушнера, — говорил Гриша, — возникло и у меня на этом спектакле… Коля гениально играет трагедию одиночества, любви и смерти».

А я на «Юноне» понял, что «Ты меня никогда не забудешь» для Коли — самая главная молитва.

Икону из Караченцова делать не стоит, равно, как и отдавать его на откуп только кино- и театроведам. Он, со своим дерзким оскалом, с неповторимой нахальной расщелиной между передними зубами, выскочивший на ленкомовскую сцену сорок с лишним лет назад в шутовском колпаке Тиля, мог такое отчебучить…

…Шла премьера «Sorry», где Караченцов играл на пару с замечательной Инной Чуриковой. Коля по сложившейся традиции встретил меня у служебного входа, произнес на ходу свою любимую присказку: «Артист будет стараться для вас», — и умчался, велев после спектакля зайти в гримерку.

В первом акте его герой — богатый эмигрант из Тель-Авива, напившийся до положения риз по случаю прилета в Москву, решает жениться на своей первой любви: санитарке из морга. Собственно, все перипетии пьесы в морге и происходили — действие разворачивается на фоне кафельной плитки.

«Ты моих друзей на свадьбу позвала? — орал пьяный Колин персонаж на свою возлюбленную санитарку — Чурикову, смачно затягиваясь сигаретами «Мальборо». — Где мои друзья, где Петя Спектор?!»

Я чуть не хлопнулся с кресла. Присутствовавший на премьере мэр Юрий Лужков иронично заметил в фойе: «Теперь знаю, кто популярнее меня в этом городе».

Я не стал спорить с мэром даже в шутку.

В гримерке Коля, дымя уже ядовитой «Примой», спросил: «Знаешь, что самое трудное? Думаешь, объявить публике, что ты в зале? — и, делая глубокую затяжку, пожаловался. — С этим «Мальборо» такие мучения. А как по-другому: богатый еврей с «Примой» — курам на смех».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни