ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 4, 2020

Всероссийская реновация: быстро, но без правил

Рейтинг: 0

Автор: Алексей Щукин. Эксперт

Закон о комплексном развитии территорий может снять часть административных барьеров в строительстве. Помимо этого он даст зеленый свет принудительному переселению жильцов и сносу неаварийной недвижимости в интересах частных девелоперов

Госдума была беременна законом о всероссийской реновации уже несколько лет. Но только лоббистский ресурс вице-премьера Марата Хуснуллина позволил убедить депутатов, что именно по его схеме можно успешно бороться с аварийным жильем и качественно обновлять городскую среду. Закон о комплексном развитии территорий (КРТ) в первом чтении принят Госдумой. Правительство надеется, что законопроект с внесенными поправками будет принят в трех чтениях до Нового года.

Новый закон позволит крайне быстро сносить аварийное и ветхое жилье, переселять из него жильцов и застраивать освободившиеся участки. В то же время всероссийская реновация несет и серьезные риски. В частности, ускоренная застройка в отсутствие внятного образа будущего вряд ли украсит города и наверняка создаст социальное напряжение. Впрочем, сомнительно, что в регионах следует ждать тотальной реновации по московской схеме: денег на это нет.

Скорость любой ценой

Развитие городских застроенных территорий со сносом недвижимости не новая схема. Во многом ее применение сдерживается сложностями с переселением жильцов. Новый закон о КРТ направлен на максимальное быструю расчистку территорий под застройку. Частично он повторяет принципы столичной реновации. Например, переселенец может выбрать равнозначное жилье (с не меньшим количеством комнат и не меньшей жилой площадью), равноценное по цене, или денежную компенсацию. Однако ряд новелл закона создают принципиально новую и весьма опасную ситуацию. Перечислим лишь основные моменты.

Первое: закон позволяет сносить добротные здания. Если упрощать, то территорией КРТ признан любой городской участок, который на 50% занят аварийным жильем или самостроем. Причем закон не описывает, на каких основаниях определяются границы участка КРТ. «Если в отношении половины территории КРТ есть хоть какие-то критерии, обосновывающие необходимость сноса или реконструкции расположенных на ней объектов, то в отношении “других 50 процентов территории” нет никаких критериев. Например, можно без всякого обоснования включить в территорию КРТ объекты, не нуждающиеся в сносе или реконструкции», — говорится в отзыве на законопроект Института экономики города. Многоквартирные дома хорошего качества, оказавшиеся на территории КРТ, также могут быть снесены. Слабо обоснованные волюнтаристские подходы к формированию территорий КРТ может привести к тому, что в зоне риска сноса окажется значительная доля городских домов.

Второе: вводится инструмент принудительного изъятия недвижимости у собственников в процессе реализации коммерческого девелоперского проекта. Если жилец сносимого многоквартирного дома в течение 90 дней не подписал договор, предусматривающий переход права собственности, то он через суд принуждается к освобождению помещения и подписанию договора. Дискриминированы оказываются владельцы индивидуальных домов, дач и садовых домиков: получать у них согласие на снос не требуется, взамен своего жилья они получают исключительно денежную компенсацию. Введение принудительного изъятия недвижимости в ходе девелоперского проекта частной компании для России новинка, до этого такое изъятие было возможно лишь для муниципальных и государственных нужд и только в исключительных случаях.

Третье: на территориях КРТ фактически вводится мораторий на действие документов территориального планирования — генплана, проекта планировки территории и правил землепользования и застройки. Новый проект планировки утверждается по ускоренной схеме. Введение особого режима застройки на территориях КРТ доламывает систему градостроительного регулирования, официально вводя первенство ручного бесконтрольного управления городом.

Четвертое: закон оставляет существенную лазейку для фальсификации мнения жителей насчет включения в территорию КРТ. Есть требование о необходимости согласия двух третей собственников и нанимателей жилых помещений на включение в программу сноса и реновации, но не установлен кворум для голосования. «Если из собственников и нанимателей пяти квартир в доме две трети проголосовали “за”, а собственники и наниматели еще от 95 квартир не приняли участия в голосовании, то такой дом будет включен в адресную программу по сносу и реконструкции», — отмечается в отзыве Института экономики города.

Режим чрезвычайного градостроительства, несомненно, ускорит реализацию девелоперских проектов: очищать территорию под застройку от жильцов и зданий будет намного проще. Однако минусы новой концепции перевешивают плюсы. Открывается широкое поле для злоупотреблений. Отказ от системы градостроительного планирования грозит перерасходом городских средств при создании инфраструктуры в будущем.

Существующие сегодня жилищная политика и система градостроительного планирования несовершенны, но они выступают хоть каким-то ограничителем для варварской застройки, ведущейся без учета общественного блага, только ради прибыли девелоперов. Переход к застройке в духе экспромта резко диссонирует с мировыми тенденциями, когда разнообразные предпроектные исследования и тщательная проектная работа — это не «потеря времени», а залог высокого качества и эффективности построек.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни