Йог Садхгуру (Джагги Васудев) темой для обсуждения выбрал «транзитный мир, в котором изменения происходят крайне быстро, а грань между реальным и виртуальным стирается». Проблема стирания граней обсуждалась и в ходе других дискуссий, проходящих под общим девизом «Создавая экономику доверия».
Один из организаторов мероприятия, советник президента РФ Антон Кобяков пояснил, что нынешний ПМЭФ — это «возможность для международного бизнеса выстроить в атмосфере доверия активное взаимодействие абсолютно по всем направлениям, которые представляют взаимный интерес».
Однако накануне Минэкономразвития опубликовало законопроект, по которому российские компании смогут закрывать корпоративную информацию о крупных сделках — в ответ на ужесточение американских санкций. Эксперты заявили, что это приведет к снижению прозрачности российского рынка, сокращению объемов операций и падению инвестиций.
Они и без того падают, и не только иностранные. По данным российского ЦБ, в прошлом году чистый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику снизился на 14,3% — почти на 5 млрд долларов. И наоборот: российские инвестиции в зарубежные экономики выросли на 73% — до 38,6 млрд.
Тем временем Госдума обсуждает законопроект о наказании зарубежных компаний за соблюдение европейских и американских санкций. «Если поправки будут приняты, работа западных компаний в России станет невозможной», — объясняет президент Американской торговой палаты в России (AmCham) Алексис Родзянко. — Ведь они обязаны соблюдать законы своих стран..."
Жесткие выпады в обе стороны звучат и на форуме, ведь в рамках межстрановых бизнес-диалогов из 11 наших внешнеэкономических партнеров — Финляндии, Германии, Израиля, Италии, Швеции, США, Индии, Греции, Франции, Японии, Африканской зоны свободной торговли — восемь находятся с Россией в санкционной конфронтации.
Положа руку на сердце, в таких «дуэльных» условиях про экономику доверия говорить трудно даже йогу. В современных реалиях нам приходится прежде всего рассчитывать на собственные ресурсы. Неслучайно новый майский указ Владимира Путина требует от правительства и бизнеса в ближайшую шестилетку вложить в отечественную экономику 25 трлн рублей и добиться темпов роста ВВП выше мировых. Но мировая экономика, по прогнозу Всемирного банка, уже растет на 3,1%, а российская за январь — апрель пока прибавила лишь 1,3%, и наш ЦБ прогнозирует замедление до 1-1,4%.
Тем временем на ПМЭФ-2018 предлагают обсуждать состояние и перспективы мировой (!) экономики — ни больше ни меньше.
А российские проблемы переводятся на язык победных реляций: «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения», «Экспорт доверия: как создать безопасную глобальную цифровую инфраструктуру», «От Атлантики до Тихого океана: создавая пространство доверия», «Народная дипломатия: от доверия людей к доверию экономик».
Между тем собственных проблем у страны — выше крыши. И главная из них — отношения государства и бизнеса. Власть не доверяет бизнесу, бизнес отвечает взаимностью. Перед открытием ПМЭФ-2018 бизнес-омбудсмен Борис Титов подготовил ежегодный доклад о проблемах отечественных предпринимателей. В этой «книге жалоб» перечислено 269 проблем и 600 вариантов их решения.
«Минэкономразвития последние несколько лет отчитывается об уменьшении числа плановых и внеплановых проверок, — говорит Борис Титов. — По данным министерства, в 2017-м проведено около 1,7 млн проверок, почти на 200 тысяч меньше, чем годом ранее. А согласно опросу субъектов МСП, который мы проводили в апреле этого года, число проверок доходит до 10 (!) млн...»
За 2017 год сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) сократился, а его структура значительно ухудшилась, продолжает Титов. Число средних компаний сократилось на 346, а малых — на 2355.
«Пока налоговая политика у нас идет вразрез с экономической, — констатирует вице-президент „Деловой России“ Анастасия Алехнович. — Страна должна показывать экономический рост, а налоговая система у нас сейчас выстроена таким образом, что бизнесу все менее выгодно работать...»
Как тут не вспомнить разговоры про Мировой финансовый центр, которые на полном серьезе вел в 2009 году президент Дмитрий Медведев. Или про превращение инновационного центра «Сколково» в российскую Кремниевую долину. Где все это? Растаяло как дым. Теперь явлена новая игрушка правительства — развитие «цифровой экономики», на которую планируется выделить не менее 150-200 млрд рублей.
Кстати, одна из статей расходов — затраты на переименование: из Министерства связи и массовых коммуникаций РФ в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Думаете, мелочь? Но одни новые вывески на казенных зданиях, новые казенные бланки и прочие радости по всей стране обойдутся в десятки миллионов рублей. Учтем: ведомство меняет название уже в седьмой (!) раз...
Но у нас богатая страна. Участие в Петербургском международном экономическом форуме в этом году обойдется оплатившим это мероприятие крупнейшим компаниям и корпорациям в 1,14 млрд рублей — почти вдвое больше, чем годом ранее.
Кстати
Железный Ван
Китайскую делегацию на Петербургском международном экономическом форуме возглавит заместитель председателя КНР Ван Цишань, по рангу второе лицо Китая. Это имя до сих пор наводит ужас на нечистых на руку партработников, чиновников, бизнесменов — коррупционеров, одним словом. Потому что многие годы Ван Цишань возглавлял Центральную комиссию по проверке дисциплины, карающий меч партии. Попасться ему на карандаш почти всегда означало распрощаться с карьерой, а то и закончить жизнь в тюрьме. Комиссия не жаловала воров любого уровня, около 2 млн нарушителей партийной дисциплины и морали отправились за решетку. Говорят, идея отправить Вана на повышение пришла лидеру Си Цзиньпину после того, как Ван посадил главу горкома города Чунцина Сунь Чжэнцая, члена Политбюро и претендента на лидерство в стране.
По образованию историк, Ван был мэром Пекина в период подготовки и проведения летней Олимпиады 2008 года. А на сегодняшней должности он курирует прежде всего внешнюю политику КНР. И я бы не позавидовал его оппоненту на переговорах. Блестящий спец в экономике и финансах. Ему приписывают ключевую роль в преодолении Китаем азиатского кризиса 1998 года. Этого человека лучше иметь в друзьях, чем в противниках.
А еще этого гостя ПМЭФ можно было бы попросить поделиться опытом борьбы с коррупцией. Устроить наглядный мастер-класс. Это было бы не менее полезно, чем уроки индийского йога по поводу транзитного мира, в котором так быстро стирается грань между реальным и виртуальным...
Взгляд
Закрытое мероприятие об открытой экономике?
До недавних пор экономический форум проводился в гавани на Васильевском острове. Там выставочный комплекс «Ленэкспо», уютный и удобный: много зелени, своя набережная с видом на Финский залив. И для журналистской братии были отличные условия. На набережной легко можно было остановить важных персон, получить комментарий, взять интервью. Отказов не было. Потом ПМЭФ решили перевести на южную окраину города, из центра в «Экспофорум». Как результат — многокилометровые пробки. Сказать, что цены на проживание в питерских отелях в эти дни взлетели до небес, — ничего не сказать. За одноместный номер в гостиницах на Невском проспекте просили до 200 тысяч рублей, на Исаакиевской площади — и того больше. Но к 24 мая свободных номеров там уже не было.
Чем удобен комплекс «Экспофорум» для деловой элиты, так это тем, что там легко скрыться от журналистов. Вся пресса вчера с утра охотилась за Дерипаской, но жертву санкций в глаза никто не увидел. Среди журналистов много тех, чья аккредитация ограничена пребыванием в «предбаннике» (километровый холл главного здания комплекса). В парадном холле сильных мира сего практически не бывает. У них свои «ходы» в павильонах. А если вдруг кто и мелькнет, почти нереально добраться до него через толпу гостей, заполняющую «предбанник» уже в первые часы рабочего дня.
В этом холле покупают на время форума местечко предприниматели, издатели, небольшие компании. Решила заглянуть на одну из презентаций, где дальневосточники представили свои морепродукты. Однако тут же была остановлена плечистым дядькой со значком секьюрити: кто такая? Показываю журналистскую аккредитацию. «Не положено. Закрытое мероприятие».