ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 13, 2020

Что играет драмой

Рейтинг: 0

Автор: Ольга Федянина. Коммерсантъ Weekend

Из всех классических искусств только в театре вопрос об авторстве не имеет единственного — и бесспорного — ответа. Автор пьесы не автор спектакля, а в лучшем случае соавтор, от которого совсем не все зависит. В мировом театре есть много великих «Гамлетов», но провальных на несколько порядков больше. То же относится к любой популярной репертуарной пьесе, от Софокла до Беккета. Выбор драматургического шедевра не обеспечивает театральную удачу. Хуже того: выдающиеся спектакли часто поставлены по плохим пьесам. Иногда — по очень плохим

Чем отличается плохая пьеса от плохого романа или стихотворения? В первую очередь тем, что роман и стихотворение, однажды написанные, остаются сами собой. А у плохой пьесы всегда есть шанс — придет театр и сделает не как у автора.

Но это разница судьбы. Есть и разница природы. Потому что пьесы — только отчасти литература, и свойства их только отчасти литературные. В остальном же они скорее сродни произведениям архитектуры, хорошая пьеса гораздо больше похожа на хороший дом, чем на хороший роман. Как и дом, ее нужно обживать изнутри.

Плохие пьесы — это дома, в которых неудобно жить. Неудобства при этом бывают очень разные.

Плохая пьеса — это пьеса, состоящая из событий, внутри которых нет движения и между которыми нет естественной связи: как если бы нельзя было из одной комнаты попасть в другую. Или пьеса, которая нуждается во внешних подпорках, ее нельзя понять и оценить саму по себе — а только в контексте, не содержащемся в ней самой. Персонажи плохой пьесы очень часто как будто бы забывают встретиться сами с собой и, уходя за кулисы, подбирают там всякий раз другие обстоятельства и черты характера. Плохая пьеса всегда кажется вам слишком короткой или слишком длинной — потому что в ней нарушена соразмерность частей. Эти и еще некоторые другие особенности могут встречаться вместе и по отдельности, в разной степени разрушая возможный спектакль.

Но главное все же другое. Плохая пьеса — это пьеса, в которой много случайностей и случайного. Великая пьеса может состоять из бессвязных слов и событий, как у Беккета, но за ними всегда есть причина и объединяющий замысел. Причина может быть абсурдна, замысел — ничтожен, но они имеются. «В этом безумии есть своя система», — говорит Полоний о Гамлете, и он прав не только по отношению к герою, но по отношению к пьесе как таковой: драматический текст — самый умышленный из всех видов художественного текста, драматурги, скажем еще раз, по основной своей профессии строители. Ну или анатомы. Случайность в буквальном смысле слова, нечто незапланированное, нежданное и непредвиденное, для пьесы всегда недостаток, возможно, она свидетельствует о наличии у автора таланта поэтического, но точно — о проблемах с драматическим.

На этом, заметим в качестве отступления, основана немалая часть современной оперной режиссуры: оперные либретто по природе своей вовсе не произведения драматического искусства, но режиссеры начали обращаться с ними как с пьесами, то есть вписывать случайности в конструкцию — иногда с выдающимися результатами.

Театральный парадокс, как уже было сказано выше, состоит в том, что и в плохих пьесах — правда, совсем не во всех, — можно очень удобно устроиться. У некоторых из них настолько яркая сценическая судьба, что даже называть их плохими язык не поворачивается (но вы попробуйте на досуге перечитать Пиранделло).

Но совсем особое место в большом пантеоне плохих пьес занимают те, которые по-настоящему состоялись на сцене только однажды, и при этом не просто имели успех, а стали событием, иногда даже определили целую эпоху. Для дальнейшей судьбы пьесы такая встреча и такой успех последствий, как правило, не имеют, и все последующие попытки заканчиваются в лучшем случае полуудачами. Потому что, вероятно, из любой пьесы можно сделать блистательный спектакль — но из некоторых только один раз.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни