Новые поколения АЭС, элементы таблицы Менделеева, урожаи зерна, мосты, ракеты - мы снова делаем это!
В 2019-м в г. Северске Томской обл. начнётся строительство первого в мире ядерного энергоблока БРЕСТ-300 на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем. Это в рамках проекта «Прорыв» Россия создаёт первый в мире Perpetuum Mobile мощностью 300 МВт - АЭС с замкнутым топливным циклом и расплавленным свинцом в качестве теплоносителя. «Прорыв» обещает энергию без опасности, без добычи урана и обходит конкурентов на десятилетия. «Проект «Прорыв», я уверен, выйдет на самоокупаемость. Однако «Прорыв» ориентирован прежде всего на отработку технологий, которые потенциально очень даже прибыльны», - уверен научный руководитель проектного направления «Прорыв» Евгений Адамов. А Белоярская АЭС стала крупнейшим в мире действующим энергоблоком с реактором на быстрых нейтронах (он запущен в 2015 г.).
А ещё теперь есть у России первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов». Ей предстоит долгий путь через Северный Ледовитый океан на Чукотку до порта Певек. Там плавучую АЭС соединят с наземной инфраструктурой. Два реактора способны выдавать 70 мегаватт. Этого достаточно, чтобы осветить и обогреть город с населением 100 тыс. человек. «Вы можете эти станции привезти в любое место и дать энергию, ничего не строя. И убрать, когда отпадёт нужда. К тому же это основа формирования принципиально нового энергетического рынка с девизом: «Энергия - всем, технология - в руках разработчика», - говорит президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. На экономическом форуме в Питере интерес к нашей плавучей АЭС проявили страны Персидского залива, Индонезия и Филиппины.
Японское правительство поддержит российские бизнес-проекты по производству сжиженного природного газа. Об этом сообщил министр экономики Японии во время визита на «Ямал СПГ». Без сомнений один из важнейших проектов страны - судостроительный комплекс «Звезда» в Приморском крае. Новая верфь позволит нам обзавестись собственным флотом танкеров-газовозов и строить специальные суда ледового класса, морские платформы для освоения арктических шельфов. «Уже заключены контракты на строительство 4 судов снабжения ледового класса, подписано соглашение о разработке и строительстве ещё 5 танкеров последнего поколения типа «Афрамакс», на них уже есть первые иностранные заказчики», - рассказал на днях врио губернатора края Андрей Тарасенко.
Сейчас в Сибири строят крупнейший завод по производству плит из древесного волокна. А это значит, что мы уверенно идём от вывоза необработанной древесины в сторону экспорта продукции переработки. Заказы на предприятие поступают из регионов России, Казахстана и Ирана.
Крупнейший проект Северо-Западного федерального округа - строительство газоперерабатывающего завода, объединённого с газохимическим производством. Комплекс будет перерабатывать до 45 млрд куб. м газа в год плюс очистка поступающего газа от примесей. Получаемый метан будут поставлять для сжижения на «Балтик СПГ». (Это ещё один строящийся здесь крупный завод.)
Ещё один грандиозный проект созрел в недрах РЖД - высокоскоростная магистраль «Евразия», которая может соединить Берлин и китайский Урумчи. Российская часть пути должна пройти через Москву, Казань, Екатеринбург и Челябинск и составит 2,3 тыс. км. Весь проект оценивается в 8 трлн руб. В презентации РЖД говорится, что, если начать строительство в 2018 г., оно завершится в 2026-м. Первым предполагается взяться за отрезок Москва - Казань. 770 км маршрута поезд сможет пройти за 3,5 часа, разгоняясь до 400 км/ч.
«Воронеж» врагу не пробить
Советский Союз долгие годы гордился своим оружием. Теперь своим гордится Россия. Зачастую оружие это одно и то же, но есть и чисто российские разработки.
К примеру, «Воронеж» - семейство РЛС для обнаружения пуска межконтинентальных баллистических (МБР) и крылатых ракет в сторону России. Они позволили восстановить сплошное радиолокационное поле, утерянное с распадом СССР. Или «Булава» - первая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, разработанная в РФ. Мощность 10 боеголовок - 150 кт, дальность - до 9300 км. Последний успешный пуск сразу 4 ракет был проведён 22 мая 2018 г. Есть «Буян-М» - малые ракетные корабли для Каспия и судоходных рек, вооружённые крылатыми ракетами большого радиуса. Благодаря своей многочисленности и малым размерам они делают невозможным безнаказанное ядерное нападение. Использовались для удара по террористам в Сирии.
«Самым главным достижением последних 10 лет я бы назвал возрождение Вооружённых сил России и всё, что с ним связано, - говорит замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Прежде всего это военная реформа, которая началась после российско-грузинского конфликта 2008 г. До реформы мы имели ещё советскую армию, а в ходе реформы получили современную российскую. Возрождение проявилось во многом. И в возвращении престижа военной службы как среди солдат, так и среди офицеров. И в росте числа профессионалов-контрактников, которое недавно превысило число призывников. И в военной кампании в Сирии, которую Россия смогла на удалённом театре военных действий провести достойно, по-современному. И в том, что командиры наконец-то научились беречь солдатские жизни, как показала та самая война».
Первопроходцы в физике
В 2016 г. химический элемент впервые был назван именем российского учёного при его жизни.
Так международное научное сообщество отметило заслуги академика РАН Юрия Оганесяна. Под его руководством в Дубне были получены все известные к настоящему времени сверхтяжёлые элементы, что не удалось сделать в других крупных ядерных центрах мира. 118-му элементу дали название «оганесон», а 115-му - «московий», в честь Московской области, где находится Объединённый институт ядерных исследований.
Сейчас в институте завершается строительство нового ускорительного комплекса - NICA. Такие исследования нигде не ведутся, наши физики станут первыми. На установке планируется сталкивать тяжёлые ядра. Учёные воспроизведут то, что происходило в первые доли секунды после образования Вселенной - Большого взрыва. Этот проект даст много прикладных применений - в радиобиологии и космической медицине, терапии раковых заболеваний, тестировании электронных устройств.
Последние три года ознаменовались прорывом в области квантовых технологий и, в частности, квантовой криптографии. А она играет важную роль в противостоянии держав. У России есть шанс захватить лидерство в этой научной гонке благодаря усилиям лаборатории Юрия Курочкина из Российского квантового центра. Там реализовали концепцию «квантового блокчейна», которая полностью исключает возможность взлома и подделки, что открывает фантастические перспективы применения в банковской сфере и оборонном ведомстве.
«Повышение эффективности и результативности научных исследований - следствие того, что к ним стали активно привлекать представителей российской научной диаспоры из-за рубежа, - считает физик-теоретик Алексей Кавокин. - Однако процесс буксует. Главная причина - неповоротливость бюрократической машины министерств и ведомств, отвечающих за науку. Учёные вынуждены тратить до 90% рабочего времени на написание проектов и отчётов. Отсутствие постоянных позиций с достаточно высокими зарплатами и стартап финансированием мешает привлечению в Россию активных молодых учёных из-за границы».
Ещё и других накормим!
Пятый год подряд в сельском хозяйстве наблюдается устойчивый рост. Доля импорта в запасах розничной торговли продуктами за этот период снизилась с 36% до 23%.
При этом 45-56% всего импорта фруктов, к примеру, - это цитрусовые и бананы, вырастить которые в России просто невозможно. Мы полностью обеспечили себя мясом птицы, свининой, сахаром, яйцом, подсолнечным маслом, нормализовалась ситуация с сезонными овощами и бахчевыми. А по зерну, масличным культурам и сахарной свёкле мы не только покрыли внутренние потребности страны, но и увеличили их экспорт.
- Росту производства сельхозпродукции способствовали политика импортозамещения, девальвация рубля и господдержка данного бизнеса. Только в 2017 г. из федерального бюджета было выделено 248 млрд руб. плюс ассигнования из региональных бюджетов (обычно это 30-50% в общей структуре господдержки), - говорит доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. - Как правило, львиная доля госсредств шла на поддержку больших агрофирм и агрохолдингов. Отсюда - успешное развитие крупного бизнеса в свиноводстве и птицеводстве. Теперь задача государства - бороться с кризисом в скотоводстве и овцеводстве. Была попытка сделать это путём переноса схем, которые успешно применялись в птицеводстве и свиноводстве, то есть поддержкой крупного бизнеса. Однако в данных отраслях этот подход оказался неэффективным. Дело в том, что наиболее динамично наращивают производство молока и мяса (это касается и говядины, и баранины) небольшие фермерские хозяйства. Такая же ситуация и с выращиванием картофеля, овощей, бахчевых, фруктов и ягод. Поэтому для того, чтобы сельское хозяйство в стране было устойчивым и продолжало развиваться такими же темпами, господдержка должна быть равнодоступна для среднего и малого сельхозбизнеса. Мировой опыт свидетельствует о том, что крупным агрохолдингам на Западе либо не помогают вообще, либо объём поддержки для них ограничен. Это было бы разумно применить и в России. В противном случае мы будем иметь очаговое развитие сельского хозяйства, что для нашей страны с её просторами вряд ли приемлемо.
Новые крылья родины
Хотя львиная доля россиян летает на самолётах производства США и Европы, отечественный авиапром скорее жив, чем мёртв. Если кто-то в мире об этом ещё не знает, то скоро узнает!
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев так видит ситуацию:
- В отличие от многих стран СНГ России удалось сохранить большинство доставшихся ей в наследство от СССР авиазаводов. Но после 1991 г. за их фасадами начали происходить совершенно новые процессы и по технологиям проектирования, и по производству, и по менеджменту. В организационном плане Россия смогла создать современные структуры, конкурентоспособные на мировом рынке. А создав их, удалось запустить и вывести на рынок несколько совершенно новых летательных аппаратов и двигателей. Ближнемагистральный лайнер «Сухой Суперджет 100» уже вышел на внутренний и международный рынок. Среднемагистральный МС-21 существует в двух опытных образцах. Из вертолётов можно назвать Ми-171 (глубокая модернизация Ми-8), совершенно новые машины Ми-38 (недавно удалось сертифицировать), Ка-62 (начаты лётные испытания) и Ка-226 (доведён до серии).